ISSN: ...

DOI: ...

ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА И РЕЧЕВЫЕ ПРИЕМЫ НАВЯЗЫВАНИЯ ЛОЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНЫХ МЕДИАТЕКСТОВ)

В центре внимания данной статьи находятся речевые приемы и языковые средства оказания на адресата манипулятивного воздействия, используемые в немецкоязычном медиадискурсе. Актуальность настоящего исследования обусловлена возрастающей ролью средств массовой информации и их потенциалом оказывать воздействие на адресата. Корпус исследования способов навязывания ложной информации основан на 28 журнальных статьях и интервью-беседах, опубликованных в немецких и австрийских СМИ за 2020-2023 гг. Методологию исследования составили методы контекстного, ситуативно-интерпретационного и коммуникативно-прагматического анализа наиболее эффективных лингвистических средств, используемых в средствах массовой информации для изменения смысла доносимой информации. Использование рассматриваемых в статье речевых тактик обусловлено стремлением адресанта (автора журнальной статьи или участников журнальной интервью-беседы) преподнести информацию под нужным ему углом зрения и сформировать актуальное общественное мнение. В качестве типичных приемов навязывания адресату (потенциальному читателю или слушающему) ложной информации выделяются и анализируются, во-первых, коммуникативная стратегия «свой» и «чужой», во-вторых, тактики навешивания фальшивых ярлыков, реализуемые посредством использования яркой эмоционально-окрашенной лексики с отрицательной и положительной коннотацией, эвфемизмов и дисфемизмов. В результате использования таких речевых тактик средства массовой информации реализуют свои коммуникативно-прагматические установки, а именно: изменение у массового адресата мнения о тех, кто обозначается как «чужие», «враги», не разделяющие ценности «своих». Опосредование адресату нужных ментальных установок осуществляется, как правило, имплицитно, что позволяет говорить о манипулятивном воздействии, о навязывании адресату ложной информации о фактах действительности с целью программирования негативного отношения к идеологическому оппоненту.

PDF