Статья посвящена анализу приемов речевой манипуляции и особенностям её актуализации в художественном тексте, не идентичным манипулированию в политическом или рекламном дискурсе. Методология работы базируется на лингвистических методах контекстуального, интерпретативного и статистического анализа. Корпус исследования приемов речевой манипуляции ограничен текстом новеллы «Песочный человек» Э.Т.А. Гофмана, поскольку их использование обусловлено конкретным содержанием литературного произведения и выбором языковых средств с целью достижения определенного прагматического эффекта при воздействии на адресата. В тексте Э.Т.А. Гофмана выявлены средства и способы создания иллюзии при восприятии содержания новеллы, направляющие внимание реципиента в сторону неоправданной версии развития событий. В результате формирования ошибочного представления о ходе повествования возникает эффект нарушенных ожиданий, чего читатель мог бы избежать при внимательном прочтении текста и понимании, каким образом автор манипулирует его восприятием. Исследования подобного рода свидетельствуют о том, что речевая манипуляция не является изобретением последнего времени и давно занимает определенное место в процессе создания текста. Особенности её актуализации зависят от типа текста и прагматической установки его автора. Текст Э.Т.А. Гофмана может служить источником информации о том, с помощью каких языковых средств речевая манипуляция создается и какого эффекта в результате её использования можно достичь.