Метафора, как универсальное свойство естественного языка и фундаментальный мыслительный механизм, является традиционным объектом анализа гуманитарных дисциплин. Намечаются истоки научного похода к изучению метафоры, восходящие к трудам Аристотеля и его предшественников. Внимание уделяется исследованиям последнего столетия, когда метафора оказалась в центре не только гуманитарных, но и естественно-научных, в частности, нейрофизиологических исследований, как явление, постижение природы которого способно пролить свет на сложнейшие процессы функционирования человеческого сознания. Рассматриваются ведущие тенденции когнитивного изучения метафоры, основы которого были заложены философами А. Ричардсом и М. Блэком, и затем углублены и расширены Дж. Лакоффом и М. Джонсоном. Излагаются подходы, возникшие на основе предложенной ими теории концептуальной метафоры: теория концептуальной интеграции Ж. Фоконье и М. Тернера, гипотеза первичной метафоры Дж. Грейди, теория категоризации С. Глюксберга и Б. Кейсара, теория карьеры метафор Б.Ф. Боудла и Д. Гентнера, гипотеза преднамеренной метафоры Дж. Стина. Обзор завершается описанием основных положений нейрональной теории метафоры, теории грубого семантического кодирования, сетевой модели состояний семантической памяти. Представленный в настоящей статье краткий анализ нейролингвистических механизмов обработки и порождения метафорической речи свидетельствует о том, что нейронаука, несомненно, открывает новые перспективы исследования образного мышления и способствует более глубокому уяснению его природы.