Целью данной статьи является историко-философский анализ концепций представителей западной философской мысли XX века, обращенных к понятиям интерсубъективности, дискурсивной коммуникации и коммуникативной рациональности. Для этого необходимо рассмотреть теоретические истоки современной дискуссии по проблемам интерсубъективности и коммуникативной рациональности, сложившиеся в философском дискурсе в первой половине XX-го столетия. Используемые методы исследования обусловлены спецификой темы. При написании работы применялась герменевтическая методология, а также системно-структурный, компаративистский и сравнительно-исторический методы. Основными источниками являлось теоретическое наследие Э. Гуссерля и А. Щюца, оригинальные произведения Ю. Хабермаса, К.-О. Апеля и других авторов, занимающихся проблемой коммуникативной рациональности в XX-ом веке. Основоположник феноменологии Э. Гуссерль рассматривает проблему конституирования интерсубъективности в интенциональном сознании субъекта, обращаясь к понятию естественного «жизненного мира», его идеи продолжают развитие в социальной феноменологии А. Шюца. Понятие интерсубъективности конкретизируется им посредством принципов «взаимности перспектив» и совпадения систем «релевантностей», предполагающих идентичность наших способов переживания и интерпретации общего социального мира. Проблемы «дискурсивной этики» и коммуникативной рациональности, выступающие как альтернатива классической рациональности, рассматриваются также в учении К.-О. Апеля и Ю. Хабермаса, где на первый план выходят, прежде всего, ее философско-антропологические импликации. В статье рассмотрены дискурсивные концепции зарубежной философии ХХ века значимые для осмысления понятия личностной идентичности, интерсубъективности и коммуникативной рациональности в контексте эпистемологической проблематики. Такие направления, как феноменология и герменевтика, способствовали формированию современных представлений о коммуникативной рациональности. Именно эта сфера выступает как необходимое условие становления подлинно свободной личности и сегодня она может рассматриваться в качестве одного из основных методов познания действительности, основанного на диалогичности, дискурсивности и рациональности, особенно в эпистемологии и постнауке.