Современный этап развития научного знания характеризуется феноменом междисциплинарности. Исторически устоявшиеся границы между науками постепенно размываются, дисциплинарные области открываются навстречу своим ближним и дальним «соседям», вступая во множественные симбиотические отношения. Тема проникновения экологического дискурса в содержание различных областей социогуманитарного знания давно привлекает внимание исследователей, однако, картография, показывающая сближение программ визуальных исследований и медиатеории с экологией, еще ждет подробной разработки. Поэтому основной целью статьи является описание тех вех, которые характеризуют путь обозначенных трансформаций, в особенности, когда медийные процессы начинают осмысливаться в категориях экосистемного подхода. Предмет данного исследования априори требует его рассмотрения в фокусе междисциплинарности, поскольку сближение двух исследовательских направлений – visualstudies и медиатеории, с одной стороны, и экологии, с другой, – изначально обусловлено собственной междисциплинарной природой каждой из этих областей. Статья опирается на оригинальный подход, разрабатываемый в рамках научной деятельности Центра медиафилософии СПбГУ, в частности, на проект визуальной экологии – новой исследовательской программы, возникающей на стыке медиатеории и урбанистики. Итогом работы стало выделение проблемного поля визуальной экологии. Намечены тематические направления развития проекта (аналитика образов, городской активизм, медиатизация и цифровизация урбанизированных пространств) и обозначены критерии визуального загрязнения современных городов. Возможность философского осмысления сущности и феноменов нового этапа техногенной цивилизации, ключевыми характеристиками которого становятся тотальная медиатизация, гибридность и текучесть, зависит от гибкости наших концептуальных инструментов. Только такие же гибридные и методологически открытые дисциплинарные сборки как медиаэкология и визуальная экология способны эффективно схватывать перманентные трансформации современной реальности, онтологическим основанием которой являются цифровые технологии и новые медиа.