Целью данной статьи является концептуальный и историко-философский анализ содержания, интерпретаций и критики парадоксальной идеи Г. Гегеля о разумности действительности - идеи, составляющей суть его системы абсолютного объективного идеализма. В процессе этого анализа было выявлено четыре основных направления в интерпретациях содержания и понимании современных перспектив этой идеи, представленных в трудах ведущих мыслителей ХIХ -ХХI веков. При написании работы широко используются историко-контекстуальная и герменевтическая методология, а также системно-структурный и сравнительно-исторический методы. Основными источниками работы являлись главные произведения Г. Гегеля и оригинальные труды его ведущих оппонентов и единомышленников. Важную роль в подготовке статьи сыграли фундаментальные исследования по истории философии итальянских авторов Дж. Реале и Д. Антисери, английских мыслителей Б. Рассела и Фр. Коплстона, немецкого исследователя К. Лёвита и других. В статье доказывается, что эта главная и дискуссионная идея Г. Гегеля имеет глубокие и ярко выраженные историко-философские корни - «панлогизм» Парменида и Спинозы, «диалектика» Гераклита и детерминизм Демокрита, Кузанского и Спинозы. Однако ее главными философскими источниками являются метафизика Аристотеля и теологическая онтология схоластики, дополненные рационализмом Нового времени и Просвещения с их культом Разума, оказавшим на Гегеля определяющее влияние. Вместе с тем в античности (мисологизм), в ранней средневековой апологетике («Верю, ибо Абсурдно») и в эстетике романтизма Просвещения закладываются основы альтернативного Г. Гегелю иррационализма XIX-XX веков. Его онтологической основой является фундаментальный Абсурд бытия, связанный с экзистенциалистским «бытием к смерти». В ХХI веке противостояние двух этих интенций философского сознания достигает своего апогея. Таким образом, в работе проанализированы содержание и основные смыслы идеи Г. Гегеля о становящейся и усиливающейся разумности действительности (нашего мира). В ходе этого анализа выявлены и рассмотрены альтернативные ей подходы и направления, дана оценка ее историко-философской и теологической критики. В заключении сделаны выводы о неоднозначности и дискуссионности современного триумфа Разума в свете возможных негативных перспектив и тенденций будущего развития человечества.