В статье рассматривается проблема идейных истоков неоплатонизма, связанная с личностью малоизвестного христианского богослова, проповедника и учителя – Аммония Саккаса. Материалом для статьи являются произведения неоплатоников и, прежде всего, Плотина, который по свидетельству Порфирия, учился у Аммония Саккаса не менее одиннадцати лет, а также некоторые произведения самого Порфирия. Автор использует возможности историко-научного, философского, логического и сравнительного лингвистического методов анализа текстов ранних произведений Плотина в редакции Порфирия, а также метод аллегорического толкования текстов Священного Писания там, где это представляется необходимым и способствует правильному пониманию некоторых философских категорий и идей неоплатонизма, таких как Единое, Сущее, Благо (Добро), сосредоточение, мистическое созерцание, экстазис, бытие-присутствия и бытие-отсутствия, Любовь. В результате исследования автор приходит к выводу, что Аммоний Саккас, вероятно, был каким-то образом знаком с сокровенным богословием св. Дионисия Ареопагита и, скорее всего, именно его проповедовал своим ученикам. Этим объясняются имеющие место текстуальные совпадения отдельных фрагментов произведений Плотина и Дионисия Ареопагита («О божественных именах» и «О небесной иерархии»). Толкование Бога как Единого, Сущего (или Истинно Сущего) – Отца всех и единственного источника Блага и Добра обнаруживает удивительное совпадение их основного смыслового содержания у Плотина с христианской метафизикой Благой Вести. Автор полагает, что предметом дальнейшего исследования могло бы быть сравнение особенностей сокровенного богословия Дионисия Ареопагита и языческой теологии неоплатонизма.